Нейминг, или семонемика, — процесс разработки успешных имён для бизнеса. Данная ступень креативного брендинга, как правило, предваряет весь процесс разработки фирменного стиля компании и осуществляется сразу после первоначальных исследований рынка и особенностей будущего продукта продаж.
У каждой компании существует несколько объектов для называния. Во-первых, это, конечно же, имя самого бренда. Во-вторых, описание его деятельности. В-третьих, слоган. И, наконец, наименования отдельных товаров.
Каждое имя должно в обязательном порядке обладать следующими качествами:
Успешное имя позволяет торговой марке с ходу запомниться клиенту, вызвать у него положительные ассоциации и побудить обратиться к бренду за покупкой как к экспертному профессионалу.
Неймингом занимаются как специалисты брендинговых агентств, так и непосредственно сами владельцы бизнеса — здесь всё зависит от творческой составляющей личности, порога контроля за собственным бизнес-детищем и суммой рекламного бюджета компании.
Для начала, на бумаге записываются все возможные варианты названий. Но это происходит не бессистемно, а в следующем порядке:
После этого происходит мозговой штурм: все понятия и связанные с ними ассоциации десятками заполняют строчки на бумаге. Далее, когда выдавить из себя нечто действительно достойное уже не хватает сил, слова рассортировываются по ячейкам сетки (первый столбик которой отвечает за оригинальность имени, второй — за благозвучность названия, третий — за ассоциации и т.д.). Каждое название получает свою оценку по 5-балльной шкале по каждому признаку; позднее подводятся итоги, из всех словосочетаний выбирается тройка лидеров, набравших наибольшее количество баллов. Позднее, по прошествии необходимого тайм-аута (обычно пару-тройку дней), вам будет очень просто выбрать победителя. И не забудьте проверить название на оригинальность и запатентовать его должным образом!
Понятно, что у каждого создателя свои предпочтения в творческом поиске. И что конкретная область бизнеса диктует свои правила в процессе семонемики (то же самое, к слову, касается особенностей аудитории, ценового сегмента товара и пр.). Однако, несомненно существует несколько общих приёмов по придумыванию названий. Давайте же рассмотрим самые популярные из них!
Описание продукта. Может описывать как его свойства и достоинства, так и эффект, не важно, прямой или мнимый (салоны оптики «Иди и смотри», конфеты «Вишня Владимировна», магазин «Верный»).
Имя владельца или основателя марки. Уже упоминавшаяся форма нейминга, просто и ясно способная донести посыл бренда. Может использоваться как в наименованиях контор, чья харизма вырастает из фамилии главного лица фирмы («Савушкин продукт»), так и для производителя товаров повседневного обихода (пельмени «Дарья», водка Smirnoff).
Отсылка к географическому, политическому, историческому местоположению. Это может быть как просто реальное название («Напитки из Черноголовки»), так и первоначальная ассоциация (машина «Волга», «Ленинградское кафе», ресторан «Северянин»).
Обращение к устоявшемуся культурному выражению. Вы можете воспользоваться словами или фразами из книг, фильмов, интернета (молоко «Простоквашино», кафе «Джентльмены удачи», замки «Цербер»).
Использование юмора. Соус «Хренодёр», бутик «Смерть мужьям», ООО «Да, детка!».
Альтернативное написание слова. «Мумий Тролль», Bvlgari.
Игры со словами. Соединение двух слов, аббревиатуры, усечённые слова («Директ-А», НТВ, «Главпункт»).
Обращение к другому языку. Использование латинских, испанских, английских, французских слов на языке оригинала или транслита. («Амиго-Тур», турагенство Вonjour, кондитерские Garcon).
Использование цифровых символов. Самостоятельное или дополнительное по отношению к основному названию («585 золотой», 16 Station, такси «6000000»).
Использование абстрактных реальных слов. Молоко «Снежок», кафе «Авиатор», техника Apple.