Монограмма — наипростейший и, безусловно, самый очевидный вариант оформления такого важного элемента фирменного стиля компании, как логотип.
Если непредвзято посмотреть на стилистическое оформление многих легендарных брендов, окажется, что большинство из них обходились либо монограммой, либо простым начертанием названия своей марки. Так что монограмма — отнюдь не позорное бескреативное решение, на которое пошли из экономии сил и ресурсов. Нет: во многих случаях это — самое правильное направление в ходе процесса разработки фирменного стиля компании. Другое дело, что она должна быть к месту, адекватно и качественно выполнена.
Не будем голословными. Давайте вспомним известные логотипы, основанные на монограмме. Вы сами удивитесь их количеству! Заодно скомпонуем их по нескольким признакам.
Элементарно: буквы в ряд
P&G (Procter & Gamble), D&G (Dolce & Gabbana) — эти логотипы наверняка вам хорошо знакомы, правда? Креативный брендинг тут минимальный: просто выбор шрифта. Ведь создание их логотипов заключалось в простом начертании трёх знаков самым популярным цветом.
Области, в которых работают эти бренды, различны; точно так же отличаются целевые аудитории, товарный ряд, цены на продукцию и сам масштаб торговых марок. Но обе компании заслуживают уважения и будто говорят нам: неважно, как я выгляжу, главное — то, что я из себя представляю.
Но, к слову, такая дизайнерская смелость в создании монограммы встречается очень редко.
Выделенный смысл
Как можно декорировать букву? Поглядев на три заветные кнопочки в панели инструментов того же Ворда, можно с уверенностью сказать: подчёркивание, жирный шрифт и курсив.
Да, несомненно одно из этих действий и было проделано, например, с General Motors. С одной стороны, выглядит вроде простенько, а с другой — удачно подобранный ёмкий шрифт, выделенный линией в полтора раза толще, и сине-белая гамма сразу настраивают на деловой и дружелюбный лад в общении с маркой. Уж таковы особенности человеческого восприятия!
С CCN произошла похожая ситуация — но здесь мало того, что обвели буквы, так ещё и поменяли местами контрастность. Именно поэтому он смотрится так неожиданно и броско (ведь не всякий осознаёт, что именно таков эффект инвертирования).
Также можно придать своему знаку дополнительное значение, если его обвести до такой степени жирности, что она будет напоминать тень или фон — что мы и можем наблюдать на примере креативного брендинга марки Paco Rabanne.
Простое использование курсива достаточно статично, поэтому его обычно компонуют с каким-либо дополнительным действием (например, художественным начертанием шрифта, разными по величине буквами и т.д) — см., например, логотип Imperial Tobacco.
Логотип с характером
Самый красивый и интересный логотип получается, если его элементы обладают какой-либо эмоциональной особенностью: это могут быть конструкции из букв (как в случае со Snejana Hill Cosmetics), изменение перспективы или плоскости для элементов (та же Japan Tobacco International), либо изменение самого характера символа. Для последнего случая обычно характерно удлинение и/или загибание перекладин букв. Причём, как в случае с одним символом (Hublot), так и с целой композицией — см., например, высокохудожественный пример марки селективной парфюмерии Annick Goutal.
Так может, к слову, рождаться и совершенно новый знак: «Гостиный Двор» — прекрасный тому пример. Здесь хорошо читаются обе буквы монограммы, но общая композиция усиленно нам говорит о том, что символа-то тут никак не 2, а 1.
Именно данная категория логотипов чаще всего становится наиболее живописной и харизматичной — советуем обратить на неё своё особое внимание. Ведь в творческом плане она даёт вам массу возможностей и преимуществ: достаточно поглядеть на результаты креативного брендинга Louis Vuitton, Alexander McQueen, Chanel и им подобным.
Второе дно
Ещё один популярный дизайнерский ход — использование монограммы в качестве центра композиции логотипа. То есть, когда вроде бы инициалы компании и так прекрасно читаются, но, на самом деле, вам предлагается ещё как минимум один смысловой центр брендинга. Идти дальше или нет — ваше дело. Но такая доскональная разработка рекламной концепции, безусловно, заставляет почувствовать к бренду уважение.
Например: концерн Unilever, собравший под своим крылом десятки различных брендов, предлагающих товары повседневного спроса, имеет логотип в виде монограммы «U». Другое дело, что вся эта буква составлена из мелкой графики товаров, продаваемых компанией.
Или IBM, чей фирменный знак состоит из пластин, напоминающих электронную начинку вашего компьютера; BBC, состоящий не только из трёх букв, но и трёх ТВ-экранов.
Есть среди данной категории логотипов, конечно, и известный отечественный пример: центральные магазины обеих столиц. Как ЦУМ, так и ДЛТ не ограничились в своих логотипах чисто буквенным изображением: там имеются некие чёрточки, при известной доле ассоциативного ряда рождающие мысль о магазинных полках (ломящихся от товаров, разумеется).
Помещение в стилизованную рамку
Рамка в этом случае может быть абсолютно разной форма: простым овалом, как это бывает с автомобильными брендами (Acura, Lexus, Honda); печатью (Être Au Parfum); щитом (Benyar); вензелем (Breitling); эмблемой (General Electric) и т.д.
Главное в случае с рамкой — не переусердствовать и добавить логотипу именно такое оформление, которое он заслуживает.