01
Февраля2018
дизайн Истории
Батя российского дизайна

Говорить об отечественном креативном брендинге и не упомянуть имя Артемия Лебедева никак не представляется возможным — хотя бы потому, что никто, кроме данного мэтра, не радеет столь страстно о любимом деле, не практикует несение светлого знания в массы и не вербует в таких огромных количествах новых адептов в свой художественно-прикладной культ.

В чём феномен Лебедева? Почему чуть ли не каждый проект его студии тщательно обсасывается в интернете, аккаунт в полумертвом ЖЖ сделает фору любому блогу, а поднимаемые им вопросы за считанные часы вдруг становятся важными и значимыми для общественности? Дело в харизме и опыте, в художественном чутье и творческой смелости, всё это, конечно, так. Но, кроме мастерства и бизнес-предприимчивости, Артемий понимает главное в своей и любой другой жизни: занимайся с полной самоотдачей любимым делом — и будет тебе счастье!

Именно благодаря этому настрою он и является самым популярным создателем фирменного стиля для брендов в России — и всё это, несмотря на космический ценник, скверный характер и непомерный эгоцентризм. Раздражая своей темпераментной прямолинейной подачей или вызывая бурный восторг красивыми продуманными решениями по благоустройству окружающей среды, tema неизменно каждый раз оказывается на вершине хайповой волны. И, снова и снова, умело использует новый потенциал себе во благо.

Ему есть дело до всего: до разработки унифицированного знака валюты, до дизайна логотипа московского метро, до продуманности схем наземного транспорта и уличных указателей в разных городах России, до значения гербов субъектов РФ, до функциональности и удобства пользования уличными скамейками и урнами и т.д. и т.п. (не говоря уже о креативном брендинге, позиционировании торговых марок и дизайне упаковки). Его стараниями десятки и сотни бытовых мелочей получили новое лицо и смысл, а товарный брендинг вступил на небывало высокий прежде для себя уровень. Ведь вы наверняка знакомы с Магазинусом?

Необычно, функционально, элегантно

Дизайнер всея Рунета умеет не просто внимательно наблюдать за обыденными процессами вокруг — он виртуозно владеет даром переосмысления товарного брендинга. Так, в отделениях Студии Лебедева (как онлайн, так и оффлайн) вы можете встретить обычные, по сути, предметы сувенирной направленности. Но их новое лицо заставляет вас изумлённо вздрогнуть и стукнуть себя по лбу: «А что, так можно было?!».

В этом стильном ребрендинге заключён особый смысл: перезагрузить стереотипные потребительские представления, увидеть товар новым взглядом, оценить качество его исполнения, продуманность технических особенностей и эстетичность упаковки. Именно так умеет преподнести Артемий Лебедев свой товар — и вы, без сомнения, купите его, будете долго любоваться, а вскоре даже расскажете о таком ценном и красивом юзабилити своим друзьям (просто потому, что каждый стремится поделиться самым лучшим со своими близкими).

А чтобы вы не забыли, чей вирус подхватили, вашей покупке дадут новое торговое имя, и уж эти пролатинские «картинусы», «гирляндусы» и «кружкусы» завсегда напомнят вам о мастере высокого троллинга герре Лебедеве.

Легендарное «Ководство»

Эта книга, пожалуй, найдётся на столе каждого, небезосновательно именующего себя дизайнером. Не имеющая себе аналогов, просто и ясно написанная, сдобренная эффектными примерами из жизни, она аппетитна, будто сочно и со вкусом поданное блюдо в гастрономическом ресторане.

И заползать вам в сердце она начнёт уже в магазине; в момент, когда вы принимаете увесистое издание обеими любвеобильными руками. Представьте: приятная толстая мелованная бумага страниц, синяя закладочка, суперобложка с обязательным указанием снять её (а под ней, вот приятная тактильная неожиданность — рыжий матовый шёлк с выдавленным серебром названием). Отменные иллюстрации, идеально подобранный шрифт, максимально выверенное расстояние между абзацами и расположением текста на странице. Всё это настолько обескураживает, что рождается некая обида на все остальные книги: мол, почему мне раньше такого никогда не показывали?!

Теперь вы попались: Самизнаетекто завладел вашей физикой (неважно, визуал ли вы или кинестетик, а это уже, между прочим, 75% всей потенциальной аудитории) и готовится похитить ваше сердце.

А это уж случится точно, будьте уверены: информация из Ководства заставит вас сотни раз задуматься, вдохновенно начать строчить на бумажке рядом, злорадно ухмыльнуться, согласно закивать, и так далее, и так далее — изложенная в ней правда настолько интересна как с эмоциональной, так и с профессиональной точки зрения, что вы просто провалитесь в неё, будто в мягкую пуховую постель.

Ах да, мы же не сказали, о чём это книга. О жизни, наблюдениях, красоте и осознанном смысле своих ежедневных занятий чем бы то ни было. Хотя заявлено, будто о графическом и промышленном дизайне. Но это не важно: у Лебедева всегда получаешь намного больше, нежели рассчитываешь.

Очарование простых вещей

Артемий Лебедев вывесил на корпоративной странице своей Студии девиз «Дизайн спасёт жизнь!» — и стремится подтверждать это утверждение как можно чаще. Он любит брать инициативу в свои руки: изменять вывески, существующие схемы и таблички, логотипы, предметы и названия так, как считает нужным — а потом предлагать государственным учреждениям уже готовые решения для интеграции в жизнь.

Как правило, сданные проекты находят настолько высокофункциональными и красивыми, что следующие дизайнерские задумки оформляются уже в виде государственных (муниципальных) заказов или тендеров. С особо интересными и значимыми работами Студии Артемия Лебедева можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

Читайте также: